Консультация для педагогов
«Формирование устойчивого интереса и положительного отношения к белорусскому языку воспитанников в ходе нерегламентированных видов детской деятельности»
В настоящее время наличие на территории Республики Беларуси двух государственных языков обусловливает необходимость реализации билингвального образования, которое обеспечивает полноценное развитие личности ребенка средствами двух языков и представленных ими культур. Как отмечает Н. С. Старжинская, в нашей стране дети-билингвы имеют возможность интеграции в две языковые культуры, что способствует их умственному развитию, расширяет и обогащает их мышление и кругозор. Вместе с тем, овладение родным (белорусским) языком способствует формированию у детей национального самосознания. Системы дошкольного образования, является билингвальной как по форме (в стране действуют учреждения дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения), так и по содержанию (в соответствии с учебной программой в образовательный процесс учреждения дошкольного образования включено обучение двум государственным языкам).
В связи с тем, что основным языком коммуникации между детьми является русский язык, решение проблемы обучения детей белорусскому языку невозможно без формирования к нему устойчивого познавательного интереса. Актуальность решения обозначенной проблемы подтверждается требованиями учебной программы дошкольного образования, согласно которым одной из важнейших задач речевого развития детей дошкольного возраста в условиях близкородственного двуязычия является формирование у них устойчивого интереса и положительного отношения к белорусскому языку.
Учитывая то, что белорусский язык для белорусских детей является родным в основном по критерию идентификации, Н.С. Старжинская утверждает, что ее необходимо начинать изучать как можно раньше, с момента посещения ребенком учреждения дошкольного образования, путем введения в национально-культурный фон языка.
Основными формами работы по популяризации белорусского языка с дошкольниками являются, игры-занятия, художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная работа, календарные народные праздники и развлечения, выставки детского рисунка, поделок из природного материала, чтение сказок, изготовление книг, театральных уголков, уголков нравственно-патриотического воспитания и мн. др. Развитие разговорной деятельности детей вначале осуществляется на малых формах белорусского фольклора (калыханках, загадках, считалках, пословицах, поговорках, потешках). В процессе ознакомления с белорусским языком идет работа над произношением специфических труднопроизносимых звуках белорусского языка. Играя в театры, дети расширяют, обогащают свой словарный запас, учатся связной речи.Разнообразие форм работы помогает дошкольникам осознать свою принадлежность к белорусской нации, прочувствовать неповторимый колорит нашей культуры, мелодичность звучания родного языка.
Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее.
Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Устное народное творчество — загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.
С любви к родному дому, к песни матери, с изучения истории народа, с постижения его традиций начинается любовь к родному краю, к Родине, ко всей Земле. С детства прививается патриотизм человеку, а прежде всего в семье и в дошкольном учреждении, потому что там начинается формироваться мировоззрение гражданина.
Без знания родного языка, истории, культуры, традиций нет и патриота своей Родины.
«Кто я? Откуда?» — рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но так получается, что мы сами, взрослые, мало можем вспомнить о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. А много ли мы знаем народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок, игр?
Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям в присоединении к национальной и общечеловеческой культуре. Важно, чтобы родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры; владели родным языком и использовали в воспитание детей разнообразный белорусский фольклор.
Основными формами приобщения детей к национальной культуре являются:
— специально организованная деятельность (игры, занятия по ознакомлению с народным искусством (например: “Народныя майстры Беларусі”, “Знаёмства з працай ганчара” и др.);
- нерегламентированные виды детской деятельности (общение, игровая деятельность, познавательная практическая деятельность, художественная деятельность, трудовая деятельность);
Основными методами приобщения детей к национальной культуре являются:
— создание музейных экспозиций;
— выставки, организованные в детском саду;
— встречи с народными умельцами и посещение мастерской художника;
— праздники и развлечения;
— рассматривание иллюстраций к белорусским народным сказкам, изделий декоративно-прикладного искусства, ремесленных изделий;
— прослушивание белорусских мелодий, исполнение песен, народных танцев) и др.
Формирование устойчивого познавательного интереса детей дошкольного возраста к белорусскому языку в процессе нерегламентированной деятельности можно начать с создания развивающей предметно-пространственной среды. В групповой комнате создается центр по формированию основ гражданско-патриотической культуры, который может содержать материал, позволяющий более эффективно приобщить детей дошкольного возраста к родной культуре и через родную культуру к родному (белорусскому) языку. В центре размещается художественная и публицистическая литература на белорусском языке (сказки, стихи, рассказы белорусских писателей); учебно-наглядные пособия о Беларуси; дидактические игры на белорусском языке; альбомы: «Наша семья», «Наш город», «Наша республика», «Обычаи и фольклор белорусского народа», «Национальный костюм»; предметы белорусского декоративно-прикладного искусства белорусского народа; детские рисунки выставки работ родителей и детей: «Моя родина Беларусь», «Минск – столица Беларуси», "Моя малая Родина" и.т.д; белорусские народные игрушки. Разнообразный дидактический, занимательный игровой материал в центре по формированию основ гражданско-патриотической культуры нужно разместить таким образом, чтобы каждый из детей мог знакомиться с ним самостоятельно, по своему желанию.
Успех работы во многом зависит от организации образовательного процесса, поэтому формирование устойчивого интереса к белорусскому языку осуществляется как на занятиях, так и в процессе нерегламентированной совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, в ходе нерегламентированных видов детской деятельности, используя разнообразные методы и формы работы, с воспитанниками успешно формируется устойчивый интерес и положительное отношение к белорусскому языку.
Подборка видео презентаций направленных на обогащение и активизацию словаря детей дошкольного возраста на белорусском языке.
https://preschool-centr.bspu.by/category/video-bank/speech-development/
раскрыть » / « свернуть