Учебно-методический план
по реализации базового компонента учебной программы:
мастерская технического конструирования
«LEGO-исследователь»
на 2023/2024 учебный год
Пояснительная записка
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, и активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
На занятиях дошкольники в форме познавательной деятельности могут раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Занятия разработаны с учётом основных дидактических принципов: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. На занятиях дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Цель мастерской технического конструирования: формирование и развитие у воспитанников 5-7 лет умений и способов конструктивно - технической деятельности и познавательной активности.
Задачи:
- формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта по решению конструкторских задач;
- развивать творческую активность в принятии решений в проблемных ситуациях;
- развивать пространственное и алгоритмическое мышление;
- развивать зрительно-двигательную координацию, глазомер;
- развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать чувства коллективизма.
Методы организации образовательного процесса:
- объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
- эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
- проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
- репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.
В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы инженерных способностей, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.
Структура занятия проводится по двум вариантам:
1с – соединяй;
2с – строй;
3с – рассуждай;
4с – продолжай.
1.Ведение в тему;
2.Информация;
3.Показ и выдача задания;
4.Конструирание;
5.Закрепление и подведение итогов;
6.Рефлексия.
Для проведения занятий используется оригинальный конструктор LEGO education.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 5-7 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю – 2 часа (66 часов в год)
Форма организации обучения: групповое занятие.
Методы контроля: наблюдение, беседа.
Ожидаемые результаты
В результате усвоения программы «Мастерская технического конструирования «LEGO - исследователь» воспитанники должны:
-усвоить навыки конструирования, приобретенные по решению конструкторских задач;
- приобрести навыки пространственного и алгоритмического мышления;
- приобрести навыки зрительно-двигательной координации, глазомера;
- усовершенствовать связную речь;
- усовершенствовать мелкую моторику рук.
Форма подведения итогов реализации программы
Форма подведения итогов реализации программы «Мастерская технического конструирования «LEGO - исследователь»: итоговое занятие: «Постройка логотипа «Lego»». Вручение дипломов «Lego-мастер».
Литературные и информационные источники
1. Кодекс Республики Беларусь Об образовании (в ред. закона РБ от 14.01.2022 №154-3)
2. Учебная программа дошкольного образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь 27 ноября 2012 г. №133.
3. Приложение 5 к учебной программе дошкольного образования (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 30 ноября 2017 г. №156).
4. Н.Г. Болбат, В.С. Сабурова: Lego-конструирование: формирование конструкторских навыков в создании построек из деталей конструктора / Минск: Минский оюл. институт развития образования, 2016 – 35 с.
5. Е.В. Фешина: Лего - конструирование в детском саду. – м.: ТЦ Сфера, 2012. – 122с.
раскрыть » / « свернуть