Рекомендации для родителей
Условия формирования правильной речи у детей дошкольного возраста
Все родители мечтают о том, чтобы их любимый малыш вырос не только крепким и здоровым физически, но и владеющим чистой, благозвучной развитой речью. Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости и умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли ребенка трудности с речью.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно этот возрастной промежуток называется «годами чудес», когда происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. Происходит существенный перелом в отношениях ребенка с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа.
Речь детей необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Дети внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?). Таким образом, ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
Родителям важно помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Уровень развития речи, как правило, прямо пропорционален уровню социальной адаптации ребенка и уровню его удовлетворенности окружающим обществом.
Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:
* С первых дней жизни ребёнка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования малыша, при этом давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за артикуляцией.
* Дети учатся путем подражания. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что говорите все слова четко и малыш видит вашу артикуляцию, тогда он сможет лучше всё понять и быстрее заговорить.
* Уделяйте ребёнку больше времени, будьте чаще рядом с ним, в пределах его досягаемости, берите на руки, обнимайте: малышу необходим постоянный телесный контакт с любящими его родителями.
* Поощряйте любые попытки ребёнка говорить: он начнёт разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.
* Говорите с малышом медленно, короткими фразами. Пользуйтесь правильным литературным языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать этого другим значимым взрослым.
* Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ребенок.
* Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только одним словом, то ваша фраза должна состоять из двух слов.
* Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Не бойтесь сказать малышу, что вы чего-то не знаете, найдите ответ вместе.
* Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа.
* Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
* Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
* Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
* Каждый день читайте малышу книги! Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе. Не раздражайтесь, если придётся много раз читать одну и ту же книжку, которую особенно полюбил ваш малыш, радуйтесь, что он у вас книголюб и имеет собственные пристрастия. Правило повторения – главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
* Ограничивайте просмотр телевизора! Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. В последствие может обнаружиться, что за короткое время ребёнок становится зависимым от телевизора. Замените его разговорами, интересными играми.
* Включайте музыку и песенки для малышей! Детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.
* Поощряйте двигательную активность ребёнка! Чтобы быстрее развить речь ребенка, больше гуляйте, ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч.
* Развивайте мелкую моторику! О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»).
* Не поправляйте речь ребёнка, просто повторите ту же фразу правильно.
* Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, только с ним самим вчерашним.
* Обеспечьте своему ребенку спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе.
Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит» полными развёрнутыми предложениями.
Следуйте данным рекомендациям, и Ваш ребенок обязательно хорошо и правильно заговорит!
раскрыть » / « свернуть