Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Социальный проект «Благополучная семья – счастливые дети»

Отдел по образованию Кобринского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад № 13 г. Кобрина»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 

«Благополучная семья – счастливые дети» 

(профилактика семейного неблагополучия) 

Кобрин, 2022


Содержание 

Описание проблемы 

Цель и задачи проекта 

Обоснование социальной значимости проекта 

Основные направления реализации проекта. Описание основных методов, форм и приёмов работы по реализации проекта. 

Целевая группа 

Механизм и поэтапный план реализации проекта. 

Результативность проекта. Описание позитивных изменений.


Описание проблемы 

Поводом для реализации проекта послужило то, что в последние годы все чаще говорят о том, что происходит падение престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Современный темп жизни искажает характер отношений родителей и детей в таких семьях: общение сводится к минимуму, а его содержание – к контролю над детьми;отсутствует совместная деятельность;дети испытывают дефицит родительского внимания к своим проблемам и эмоционально отдаляются от родителей.

Социальная ситуация в районе характеризуется наличием определенного количества неблагополучных, кризисных семей, в которых родители не исполняют должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей. По состоянию на 1 января 2022 года в социальной характеристике Кобринского района насчитывается 95 семей и 243 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. В банке данных несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, находятся на учёте 16 детей из 7 семей. Дети, живущие в этих семьях, усваивают негативную модель семейных отношений, деструктивные жизненные установки родителей и в дальнейшем воспроизводят их в собственных семьях. Известно, что главной причиной социального сиротства детей является семейное неблагополучие семьи и, как следствие, лишение родительских прав или ограничение их в родительских правах.

Эти проблемы свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики семейного неблагополучия. Поэтому для решения обострившихся вопросов членами совета по профилактике  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения дошкольного образования  разработана оптимальная система работы, которая  поможет семье успешно справлялась с воспитанием детей, знать основные педагогические требования.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: профилактика семейного неблагополучия в семьях воспитанников дошкольного учреждения через организацию просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания (создание условий, способствующих предупреждению семейного неблагополучия).

Задачи проекта:

  • обеспечивать целенаправленную работу учреждения образования по профилактике семейного неблагополучия, его раннего выявления;
  • повышать педагогическую компетентность и ответственность родителей в вопросах воспитания и обучения детей;
  • формировать осознанное отношение к роли родителей;
  • организовывать эффективное сотрудничество с субъектами профилактики по предупреждению семейного неблагополучия;
  • оказывать помощь семье в период реабилитации (при необходимости).

Обоснование социальной значимости проекта

Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов. Все эти периоды жизни семьи вызываю у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен.

Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах семья – система особенно уязвима, она входит в "группу риска". Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной.

Семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него людей не относится к ребёнку лучше, не любит его с такой самоотверженностью и не заботится о нем столь бескорыстно. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей и причинить им столько боли, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка.

Предложенные в проекте мероприятия помогут установить более тесные связи семьи и дошкольного учреждения. Не все родители одинаково относятся к воспитанию детей: у них разное отношение к детям, разные условия для их развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.

Одной из основных задач проекта является оказание социально-педагогической и психологической помощи семье в воспитании детей. Для этого для семей на базе детского сада проводятся индивидуальные и групповые мероприятия, которые помогут родителям обрести уверенность в себе, поверить в то, что любые проблемы, если только захотеть, можно решить, и что не одна проблема не стоит того, чтобы из-за нее родители забыли свои родительские обязанности и наплевали на судьбу самого дорогого существа – своего ребенка. И что срывать свое раздражение и злость на детях это не выход и не решение проблем. Только стремление сделать себя и членов своей семьи счастливыми, стремление свернуть горы для благополучия своих детей – вот путь преодоления кризисных ситуаций. Наши занятия помогут взрослым членам семьи поверить в свои силы, вернуть взаимопонимание между всеми членами семьи. 

Основные направления реализации проекта. Описание основных методов, форм и приёмов работы по реализации проекта. 

Деятельность с семьей протекает по трем направлениям: образовательному, психологическому, посредническому. Рассмотрим названные направления работы.

Образовательное направление включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи.

Психологическое направление включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

Посредническое направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.

Методы работы

           В ходе разработки проекта использованы следующие методы:

- анализ психолого-педагогической, социологической литературы и документации;

- изучение педагогического опыта садов по профилактике семейного неблагополучия;

- активные и интерактивные методы (мультимедийные презентации, тренинговые упражнения, образовательно-развивающие семинары);

- теоретическое и практическое обобщение результатов проекта;

- психологические и социологические методы (анкетирование, опросы, тестирование, диагностика, педагогическое наблюдение, беседы, консультирование, пропаганда здорового образа жизни, пропаганда семейных ценностей).

- взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи;

 

Диагностические методы

Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности.

Опрос – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану.

Анализ документов – один из наиболее часто используемых методов в педагогической работе, позволяющий оперативно получить объективные данные.

Тестирование – это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся знаний.

Управленческо-воспитательные методы

Могут реализовываться посредством как индивидуальной формы работы, так и групповой.

Консультирование – профессиональная помощь членам семей в поиске решения проблемной ситуации. Целью консультирования является оказание социально-психологической помощи, прояснение причин и следствий жизненных ситуаций, их анализ с различных точек зрения и разработка стратегий поведения. Работа с консультантом должна помочь семье в решении проблем, налаживании взаимоотношений с окружающими.

Важно, чтобы родитель начал задумываться о своей жизни, понимать, что за происходящее с ним отвечает он сам. Он должен захотеть измениться и понимать, что это зависит от него. Следует помочь ему взять на себя ответственность за изменение себя и своей жизни.

Для этого выдвигаются следующие задачи:

  • Выслушивание родителей;
  • Облегчение эмоционального состояния;
  • Принятие родителями ответственности за происходящее с ними и семьей;
  • Определение того, что можно изменить в ситуации;
  • Обсуждение значимых личностных проблем.

Беседа – это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и родителем. В беседах с родителями рекомендуется обсуждать ответственность родителей за воспитание, содержание и здоровье детей, допустимые методы наказания и виды поощрения детей и другое в зависимости от причины социального неблагополучия.

             Методы и формы работы, применяемые для реализации проектных мероприятий:

  • методы: вовлечение в деятельность, увлечение, доверие, сотрудничество, переубеждение, переключение на позитивную деятельность.
  • формы: групповая работа (тренинги, дискуссии, лекции и др.), беседы, встречи, ролевые игры, индивидуальные консультации, диагностика, экскурсии, конкурсы, праздники, родительский лекторий.

     Педагоги-практики используют различные модели в работе с родителями, что, несомненно, важно для оказания помощи семье. Они предлагают использовать следующие модели помощи семье:

  • педагогическая;
  • социальная;
  • психологическая;
  • диагностическая;
  • медицинская.

Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений, от условий, в которых осуществляется помощь.

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Эта модель актуальная для работы в образовательных учреждениях. Используя данную модель, специалист ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики – семья, дети.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).

Каждая из моделей предполагает оказание помощи в трудной жизненной ситуации и восстановление воспитательного потенциала семьи.

Проектная деятельность, разработанные образовательным учреждением модели работы с семьей способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата, социальной адаптации и социальной реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, и их семей.

Отметим, что в воспитательно-профилактической работе с семьями специалист должен руководствоваться общими заповедями:

  • Не навреди.
  • Не оценивай.
  • Принимай человека таким, какой он есть.
  • Соблюдай конфиденциальность.
  • Соблюдай меру взаимного откровения.
  • Не отнимай право отвечать за свои поступки.
  • Минимум специальных терминов.
  • Соблюдай принцип добровольности.

В результате межведомственного взаимодействия и привлечения к решению проблем семей необходимо создавать среду сотрудничества и взаимопонимания.

Действуя в интересах ребенка, специалист призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).

 

Место проведения: ГУО «Ясли-сад № 13 г. Кобрина»

Участники проекта: законные представители воспитанников, педагогический коллектив учреждения образования, субъекты профилактики и иные государственные органы.

Возможные риски в реализации проекта:

- низкая социальная активность родителей;

- кратковременный эффект.

Срок реализации проекта: Срокреализации проекта определяется индивидуально в каждом конкретном случае. В случае, если цель не будет достигнута за указанный период, программа должна быть пересмотрена, скорректирована, а сроки ее реализации продлены.

Ресурсное обеспечение:

- кадровое – наличие необходимых для реализации проекта специалистов, их квалификация (руководство, специалисты);

- методическое – методическая база учреждения;

- материально-техническое – наличие оргтехники, автотранспорта и т.п.;

- информационное – доступность информационных ресурсов. 

Механизм и поэтапный план реализации проекта. 

Диагностическая работа

Анкетирование по выявлению раннего семейного неблагополучия (автор-составитель Лобынько Л.В.)

Определение психологической атмосферы в семье («Тест-опросник удовлетворённости браком» ОУБ, В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)

Правильна ли ваша позиция по отношению к детям? (тест Г.Пэйна для родителей)

Посещение семей воспитанников на дому с целью выявления раннего неблагополучия.

Диагностика психо-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Диагностика семейных отношений детей из семей «группы риска» (рисуночный тест «Семья», «Несуществующее животное», тест тревожности)

Психолого-педагогическая готовность выпускников дошкольных групп к обучению в школе 

Работа с воспитателями

Консультация «Выявление неблагополучной для детей обстановки». Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в СОП.

О профилактике семейного неблагополучия и сексуального насилия над детьми дошкольного возраста. 

Работа с родителями

Размещение на информационном стенде «Для Вас, родители», в уголках для родителей памяток с освещением вопросов педагогической и психологической направленности, рекомендаций по взаимодействию в кругу семьи; развитию и воспитанию детей.

Программа практических занятий по курсу «Успешное родительство»

Групповые родительские собрания (Адаптация детей к детскому саду, Возрастные особенности детей 3-4 лет. Влияние игрушек на их развитие.) сентябрь

Форум-викторина «Знатоки детской психологии поведения» ноябрь

Круглый стол «Об упрямствах и капризах»

Рекомендации «Чем заняться с ребёнком в выходные дни?» декабрь

Круглый стол «Открываем мир детей вместе» март

Выпуск памяток для родителей (Ребенок не хочет идти в сад. Что делать?, Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку благоприятно пережить кризис 3-х лет?, Как правильно хвалить ребёнка? Поощрение и наказание в семье ребёнка.)

Индивидуальные и групповые консультации и профилактические беседы по вопросам развития и воспитания детей

Просветительская работа на официальном сайте ДОУ, размещение материала в группе Viber (20 подсказок умным родителям от талантливого педагога и психолога Юлии Гиппенрейтер, Шесть фраз, которые необходимо говорить своему ребёнку каждый день, Как научить ребёнка одеваться без посторонней помощи? 10 привычек позитивного человека). 

Воспитательные мероприятия с участием родителей

Концерт «Мама глазами детей», посвящённый Дню Матери октябрь

Утренники «Новогодний карнавал» декабрь

Праздник «Для самых красивых и любимых» март

Выставка декоративно-прикладного творчества «самое тёплое место на земле – семья», приуроченная ко Дню Семьи. Май

Праздник «Скоро в школу»

Результативность проекта, описание позитивных изменений. 

В текущем учебном году в рамках реализации проекта были проведены следующие мероприятия: 

№ п/п

Дата

Тема

Форма проведения

Категория, количество участников

16.09.2021 г.

Адаптация к детскому саду детей

Родительское собрание

Родители,

15 чел.

16.09.2021 г.

Ребенок не хочет идти в сад. Что делать?

Памятка

Родители

16.09.2021 г.

Объятия – самое лучшее лекарство от всех тревог

Вайбер

Родители, педагоги

сентябрь

Посещение семей воспитанников на дому с целью выявления раннего благополучия.

Посещение

Семьи воспитанников

сентябрь

Анкетирование по выявлению раннего семейного неблагополучия (автор-составитель Лобынько Л.В.)

Анкетирование

Воспитанники

28.09.2021 г.

Консультация «Выявление неблагополучной для детей обстановки». Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в СОП

Групповая консультация

Педагоги,

13 чел.

30.09.2021 г.

Возрастные особенности детей 3-4 лет. Влияние игрушек на их развитие.

Родительское собрание

Родители,

6 чел.

январь, апрель, июль, октябрь

Составление социально-педагогического паспорта учреждения

 

 

05.10.2021 г.

20 подсказок родителям от талантливого педагога и психолога Ю. Гиппенрейтер

Вайбер

Родители, педагоги

05.10.2021 г

Мама глазами детей

Утренник

Родители

04.11.2021 г.

Как полюбить себя? Любовь к себе = любовь к миру

Вайбер

Родители, педагоги

23.11.2021 г.

25.11.2021 г.

Шесть фраз, которые необходимо говорить своему ребёнку каждый день

Вайбер

Родители, педагоги

23.12.2021-26.12.2021

Новогодний карнавал

Утренник

Родители

05.01.2022 г.

Как научить ребёнка одеваться без посторонней помощи

Вайбер

Родители, педагоги

24.01.2022 г.

10 привычек позитивного человека

Вайбер

Родители, педагоги

10.02.2022 г.

О профилактике семейного неблагополучия и сексуального насилия над детьми дошкольного возраста

Групповая консультация

Педагоги,

13 чел.

04.03.2022 г.

Для самых красивых и любимых

Праздник

Родители

 

Список использованных источников. 

Выявление и реабилитация социально проблемных семей в дошкольном учреждении: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мозырь: Белый Ветер, 2012

Ковалевская А.В, Ганчарик З.Н. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов-психологов общеобразовательных и социально-педагогических учреждений. – Минск: Зорны Верасок, 2010

Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: диагностика, планирование, конспекты лекций, мониторинг. – М: ТЦ Сфера, 2004

Слепкова В.И., Заеко Т.А. Психологическая диагностика семейных отношений. – Мозырь: Содействие, 2010

Целуйко В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. – Мозырь: Содействие, 2006

Электронные ресурсы:

  1. https://infourok.ru/socialniy-proekt-po-profilaktike-semeynogo-neblagopoluchiya-mi-vmeste-2804152.html
  2. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/08/25/proektprofilaktika-semeynogo-neblagopoluchiya
  3. https://spc-besh.schools.by/pages/proekt-blagopoluchnaja-semja-schastlivye-deti-profilaktika-semejnogo-neblagopoluchija-i-sotsialnogo-sirotstva
  4. https://znanio.ru/media/sotsialnyj-proekt-po-profilaktike-semejnogo-neblagopoluchiya-2785817
  5. http://www.academy.edu.by/files/e%20konf%20fevral%202016/Kalinkovichi%20SP%20f2016.pdf
  6. https://psycabi.net/testy/59828-test-oprosnik-udovletvorennosti-brakom-avtory-v-v-stolin-t-l-romanova-g-p-butenko
  7. https://forpsy.ru/methodology/metodiki_po_semeynoy_psikhologii/test_-pravilna_li_vasha_pozitsiya_po_otnosheniyu_k_detyam/

Разделы сайта