Отдел по образованию Кобринского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад № 13 г. Кобрина»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Благополучная семья – счастливые дети»
(профилактика семейного неблагополучия)
Кобрин, 2022
Содержание
Описание проблемы
Цель и задачи проекта
Обоснование социальной значимости проекта
Основные направления реализации проекта. Описание основных методов, форм и приёмов работы по реализации проекта.
Целевая группа
Механизм и поэтапный план реализации проекта.
Результативность проекта. Описание позитивных изменений.
Описание проблемы
Поводом для реализации проекта послужило то, что в последние годы все чаще говорят о том, что происходит падение престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Современный темп жизни искажает характер отношений родителей и детей в таких семьях: общение сводится к минимуму, а его содержание – к контролю над детьми;отсутствует совместная деятельность;дети испытывают дефицит родительского внимания к своим проблемам и эмоционально отдаляются от родителей.
Социальная ситуация в районе характеризуется наличием определенного количества неблагополучных, кризисных семей, в которых родители не исполняют должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей. По состоянию на 1 января 2022 года в социальной характеристике Кобринского района насчитывается 95 семей и 243 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. В банке данных несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, находятся на учёте 16 детей из 7 семей. Дети, живущие в этих семьях, усваивают негативную модель семейных отношений, деструктивные жизненные установки родителей и в дальнейшем воспроизводят их в собственных семьях. Известно, что главной причиной социального сиротства детей является семейное неблагополучие семьи и, как следствие, лишение родительских прав или ограничение их в родительских правах.
Эти проблемы свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики семейного неблагополучия. Поэтому для решения обострившихся вопросов членами совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения дошкольного образования разработана оптимальная система работы, которая поможет семье успешно справлялась с воспитанием детей, знать основные педагогические требования.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: профилактика семейного неблагополучия в семьях воспитанников дошкольного учреждения через организацию просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания (создание условий, способствующих предупреждению семейного неблагополучия).
Задачи проекта:
- обеспечивать целенаправленную работу учреждения образования по профилактике семейного неблагополучия, его раннего выявления;
- повышать педагогическую компетентность и ответственность родителей в вопросах воспитания и обучения детей;
- формировать осознанное отношение к роли родителей;
- организовывать эффективное сотрудничество с субъектами профилактики по предупреждению семейного неблагополучия;
- оказывать помощь семье в период реабилитации (при необходимости).
Обоснование социальной значимости проекта
Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов. Все эти периоды жизни семьи вызываю у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен.
Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах семья – система особенно уязвима, она входит в "группу риска". Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной.
Семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него людей не относится к ребёнку лучше, не любит его с такой самоотверженностью и не заботится о нем столь бескорыстно. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей и причинить им столько боли, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка.
Предложенные в проекте мероприятия помогут установить более тесные связи семьи и дошкольного учреждения. Не все родители одинаково относятся к воспитанию детей: у них разное отношение к детям, разные условия для их развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.
Одной из основных задач проекта является оказание социально-педагогической и психологической помощи семье в воспитании детей. Для этого для семей на базе детского сада проводятся индивидуальные и групповые мероприятия, которые помогут родителям обрести уверенность в себе, поверить в то, что любые проблемы, если только захотеть, можно решить, и что не одна проблема не стоит того, чтобы из-за нее родители забыли свои родительские обязанности и наплевали на судьбу самого дорогого существа – своего ребенка. И что срывать свое раздражение и злость на детях это не выход и не решение проблем. Только стремление сделать себя и членов своей семьи счастливыми, стремление свернуть горы для благополучия своих детей – вот путь преодоления кризисных ситуаций. Наши занятия помогут взрослым членам семьи поверить в свои силы, вернуть взаимопонимание между всеми членами семьи.
Основные направления реализации проекта. Описание основных методов, форм и приёмов работы по реализации проекта.
Деятельность с семьей протекает по трем направлениям: образовательному, психологическому, посредническому. Рассмотрим названные направления работы.
Образовательное направление включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи.
Психологическое направление включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).
Посредническое направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.
Методы работы
В ходе разработки проекта использованы следующие методы:
- анализ психолого-педагогической, социологической литературы и документации;
- изучение педагогического опыта садов по профилактике семейного неблагополучия;
- активные и интерактивные методы (мультимедийные презентации, тренинговые упражнения, образовательно-развивающие семинары);
- теоретическое и практическое обобщение результатов проекта;
- психологические и социологические методы (анкетирование, опросы, тестирование, диагностика, педагогическое наблюдение, беседы, консультирование, пропаганда здорового образа жизни, пропаганда семейных ценностей).
- взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи;
Диагностические методы
Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности.
Опрос – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану.
Анализ документов – один из наиболее часто используемых методов в педагогической работе, позволяющий оперативно получить объективные данные.
Тестирование – это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся знаний.
Управленческо-воспитательные методы
Могут реализовываться посредством как индивидуальной формы работы, так и групповой.
Консультирование – профессиональная помощь членам семей в поиске решения проблемной ситуации. Целью консультирования является оказание социально-психологической помощи, прояснение причин и следствий жизненных ситуаций, их анализ с различных точек зрения и разработка стратегий поведения. Работа с консультантом должна помочь семье в решении проблем, налаживании взаимоотношений с окружающими.
Важно, чтобы родитель начал задумываться о своей жизни, понимать, что за происходящее с ним отвечает он сам. Он должен захотеть измениться и понимать, что это зависит от него. Следует помочь ему взять на себя ответственность за изменение себя и своей жизни.
Для этого выдвигаются следующие задачи:
- Выслушивание родителей;
- Облегчение эмоционального состояния;
- Принятие родителями ответственности за происходящее с ними и семьей;
- Определение того, что можно изменить в ситуации;
- Обсуждение значимых личностных проблем.
Беседа – это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и родителем. В беседах с родителями рекомендуется обсуждать ответственность родителей за воспитание, содержание и здоровье детей, допустимые методы наказания и виды поощрения детей и другое в зависимости от причины социального неблагополучия.
Методы и формы работы, применяемые для реализации проектных мероприятий:
- методы: вовлечение в деятельность, увлечение, доверие, сотрудничество, переубеждение, переключение на позитивную деятельность.
- формы: групповая работа (тренинги, дискуссии, лекции и др.), беседы, встречи, ролевые игры, индивидуальные консультации, диагностика, экскурсии, конкурсы, праздники, родительский лекторий.
Педагоги-практики используют различные модели в работе с родителями, что, несомненно, важно для оказания помощи семье. Они предлагают использовать следующие модели помощи семье:
- педагогическая;
- социальная;
- психологическая;
- диагностическая;
- медицинская.
Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений, от условий, в которых осуществляется помощь.
Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Эта модель актуальная для работы в образовательных учреждениях. Используя данную модель, специалист ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).
Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики – семья, дети.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).
Каждая из моделей предполагает оказание помощи в трудной жизненной ситуации и восстановление воспитательного потенциала семьи.
Проектная деятельность, разработанные образовательным учреждением модели работы с семьей способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата, социальной адаптации и социальной реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, и их семей.
Отметим, что в воспитательно-профилактической работе с семьями специалист должен руководствоваться общими заповедями:
- Не навреди.
- Не оценивай.
- Принимай человека таким, какой он есть.
- Соблюдай конфиденциальность.
- Соблюдай меру взаимного откровения.
- Не отнимай право отвечать за свои поступки.
- Минимум специальных терминов.
- Соблюдай принцип добровольности.
В результате межведомственного взаимодействия и привлечения к решению проблем семей необходимо создавать среду сотрудничества и взаимопонимания.
Действуя в интересах ребенка, специалист призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).
Место проведения: ГУО «Ясли-сад № 13 г. Кобрина»
Участники проекта: законные представители воспитанников, педагогический коллектив учреждения образования, субъекты профилактики и иные государственные органы.
Возможные риски в реализации проекта:
- низкая социальная активность родителей;
- кратковременный эффект.
Срок реализации проекта: Срокреализации проекта определяется индивидуально в каждом конкретном случае. В случае, если цель не будет достигнута за указанный период, программа должна быть пересмотрена, скорректирована, а сроки ее реализации продлены.
Ресурсное обеспечение:
- кадровое – наличие необходимых для реализации проекта специалистов, их квалификация (руководство, специалисты);
- методическое – методическая база учреждения;
- материально-техническое – наличие оргтехники, автотранспорта и т.п.;
- информационное – доступность информационных ресурсов.
Механизм и поэтапный план реализации проекта.
Диагностическая работа
Анкетирование по выявлению раннего семейного неблагополучия (автор-составитель Лобынько Л.В.)
Определение психологической атмосферы в семье («Тест-опросник удовлетворённости браком» ОУБ, В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
Правильна ли ваша позиция по отношению к детям? (тест Г.Пэйна для родителей)
Посещение семей воспитанников на дому с целью выявления раннего неблагополучия.
Диагностика психо-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Диагностика семейных отношений детей из семей «группы риска» (рисуночный тест «Семья», «Несуществующее животное», тест тревожности)
Психолого-педагогическая готовность выпускников дошкольных групп к обучению в школе
Работа с воспитателями
Консультация «Выявление неблагополучной для детей обстановки». Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в СОП.
О профилактике семейного неблагополучия и сексуального насилия над детьми дошкольного возраста.
Работа с родителями
Размещение на информационном стенде «Для Вас, родители», в уголках для родителей памяток с освещением вопросов педагогической и психологической направленности, рекомендаций по взаимодействию в кругу семьи; развитию и воспитанию детей.
Программа практических занятий по курсу «Успешное родительство»
Групповые родительские собрания (Адаптация детей к детскому саду, Возрастные особенности детей 3-4 лет. Влияние игрушек на их развитие.) сентябрь
Форум-викторина «Знатоки детской психологии поведения» ноябрь
Круглый стол «Об упрямствах и капризах»
Рекомендации «Чем заняться с ребёнком в выходные дни?» декабрь
Круглый стол «Открываем мир детей вместе» март
Выпуск памяток для родителей (Ребенок не хочет идти в сад. Что делать?, Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку благоприятно пережить кризис 3-х лет?, Как правильно хвалить ребёнка? Поощрение и наказание в семье ребёнка.)
Индивидуальные и групповые консультации и профилактические беседы по вопросам развития и воспитания детей
Просветительская работа на официальном сайте ДОУ, размещение материала в группе Viber (20 подсказок умным родителям от талантливого педагога и психолога Юлии Гиппенрейтер, Шесть фраз, которые необходимо говорить своему ребёнку каждый день, Как научить ребёнка одеваться без посторонней помощи? 10 привычек позитивного человека).
Воспитательные мероприятия с участием родителей
Концерт «Мама глазами детей», посвящённый Дню Матери октябрь
Утренники «Новогодний карнавал» декабрь
Праздник «Для самых красивых и любимых» март
Выставка декоративно-прикладного творчества «самое тёплое место на земле – семья», приуроченная ко Дню Семьи. Май
Праздник «Скоро в школу»
Результативность проекта, описание позитивных изменений.
В текущем учебном году в рамках реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
№ п/п
|
Дата
|
Тема
|
Форма проведения
|
Категория, количество участников
|
|
16.09.2021 г.
|
Адаптация к детскому саду детей
|
Родительское собрание
|
Родители,
15 чел.
|
|
16.09.2021 г.
|
Ребенок не хочет идти в сад. Что делать?
|
Памятка
|
Родители
|
|
16.09.2021 г.
|
Объятия – самое лучшее лекарство от всех тревог
|
Вайбер
|
Родители, педагоги
|
|
сентябрь
|
Посещение семей воспитанников на дому с целью выявления раннего благополучия.
|
Посещение
|
Семьи воспитанников
|
|
сентябрь
|
Анкетирование по выявлению раннего семейного неблагополучия (автор-составитель Лобынько Л.В.)
|
Анкетирование
|
Воспитанники
|
|
28.09.2021 г.
|
Консультация «Выявление неблагополучной для детей обстановки». Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в СОП
|
Групповая консультация
|
Педагоги,
13 чел.
|
|
30.09.2021 г.
|
Возрастные особенности детей 3-4 лет. Влияние игрушек на их развитие.
|
Родительское собрание
|
Родители,
6 чел.
|
|
январь, апрель, июль, октябрь
|
Составление социально-педагогического паспорта учреждения
|
|
|
|
05.10.2021 г.
|
20 подсказок родителям от талантливого педагога и психолога Ю. Гиппенрейтер
|
Вайбер
|
Родители, педагоги
|
|
05.10.2021 г
|
Мама глазами детей
|
Утренник
|
Родители
|
|
04.11.2021 г.
|
Как полюбить себя? Любовь к себе = любовь к миру
|
Вайбер
|
Родители, педагоги
|
|
23.11.2021 г.
25.11.2021 г.
|
Шесть фраз, которые необходимо говорить своему ребёнку каждый день
|
Вайбер
|
Родители, педагоги
|
|
23.12.2021-26.12.2021
|
Новогодний карнавал
|
Утренник
|
Родители
|
|
05.01.2022 г.
|
Как научить ребёнка одеваться без посторонней помощи
|
Вайбер
|
Родители, педагоги
|
|
24.01.2022 г.
|
10 привычек позитивного человека
|
Вайбер
|
Родители, педагоги
|
|
10.02.2022 г.
|
О профилактике семейного неблагополучия и сексуального насилия над детьми дошкольного возраста
|
Групповая консультация
|
Педагоги,
13 чел.
|
|
04.03.2022 г.
|
Для самых красивых и любимых
|
Праздник
|
Родители
|
Список использованных источников.
Выявление и реабилитация социально проблемных семей в дошкольном учреждении: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мозырь: Белый Ветер, 2012
Ковалевская А.В, Ганчарик З.Н. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов-психологов общеобразовательных и социально-педагогических учреждений. – Минск: Зорны Верасок, 2010
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: диагностика, планирование, конспекты лекций, мониторинг. – М: ТЦ Сфера, 2004
Слепкова В.И., Заеко Т.А. Психологическая диагностика семейных отношений. – Мозырь: Содействие, 2010
Целуйко В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. – Мозырь: Содействие, 2006
Электронные ресурсы:
- https://infourok.ru/socialniy-proekt-po-profilaktike-semeynogo-neblagopoluchiya-mi-vmeste-2804152.html
- https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/08/25/proektprofilaktika-semeynogo-neblagopoluchiya
- https://spc-besh.schools.by/pages/proekt-blagopoluchnaja-semja-schastlivye-deti-profilaktika-semejnogo-neblagopoluchija-i-sotsialnogo-sirotstva
- https://znanio.ru/media/sotsialnyj-proekt-po-profilaktike-semejnogo-neblagopoluchiya-2785817
- http://www.academy.edu.by/files/e%20konf%20fevral%202016/Kalinkovichi%20SP%20f2016.pdf
- https://psycabi.net/testy/59828-test-oprosnik-udovletvorennosti-brakom-avtory-v-v-stolin-t-l-romanova-g-p-butenko
- https://forpsy.ru/methodology/metodiki_po_semeynoy_psikhologii/test_-pravilna_li_vasha_pozitsiya_po_otnosheniyu_k_detyam/